Православие в Греции — жизнь монастырей и монашествующих
В целом, ситуация следующая: мужских монастырей в Греции не осталось, так как, как правило, все мужчины идут на Афон – в монашескую республику. А все старые мужские монастыри на островах, за редким, исключением заброшены и пусты, иногда с благословения высшего духовенства становятся женскими. Но и женских, действующих монастырей не так уж и много. Сокращение госслужащих в Греции ударило и по священникам, так как церковь в Греции неотделима от государства и 99 % греков проповедуют православное христианство.
Священник также является госслужащим. Поэтому сейчас стараются не рукополагать новых священнослужителей, с целью пропорционального сокращения всех госслужащих. И во многих местах священников просто не хватает. При этом во время 400 летнего ига турок над христианской греческой землей (только Корфу был под протекторатом венецианцев – католиков, которые больше зарабатывали здесь деньги, чем вмешивались во внутренние дела общин, поэтому здесь и сохранилось достаточно много монастырей и храмов. Только благодаря церкви грекам удалось выстоять и сохранить остатки преемственности от древнегреческой культуры и традиций. Так как во время правления турок по всем островам и на материке было запрещено обучение греков грамотности и лишь при церквях были тайные школы, в которых обучались и передавались от поколения к поколению знания о своей культуре, истории и вере. Поэтому, не смотря на то, что все говорят «кризис», греки по-прежнему чтут и помнят, что сделала церковь для сохранения греков, как самодостаточную нацию.
При этом, формально греческим патриархом является патриарх Константинопольский (Византийский), но после освобождения от турок и объявления независимости в Греции фактическими делами церкви управляет Синод.
Правила посещения храмов в Греции следующие:
- Для женщин не обязателен платок, так как климат здесь такой, что делает его ношение достаточно сложной задачей, однако относительно всего другого требования схожи.
- У женщин должны быть прикрыты плечи и зона декольте, юбка ниже колен, брюки недопустимы.
- У мужчин брюки обычной длины, ни в коем случае шорты или капри, рубашка или футболка, с рукавом, который закрывает плечо.
Отметим, как и для любой евространы, в том числе и Греции при себе всегда на любой экскурсии желательно всегда иметь ксерокопию загранпаспорта и страховки.
Во всех монастырях нас встречали достаточно тепло. В Греции монашествующие более отрыты, вероятно, потому что они находятся на полном самообеспечении в отличие от священнослужителей и в значительной степени зависят как от прихожан, так и от паломников, которые покупают продукцию монастыря и делать пожертвования. Плохо это или хорошо сказать сложно. Вообще церковь в Греции, вероятно, в связи с многовековыми не прерывающими связями с общественной жизнью, в том числе и политической, боле открыта и я бы сказал демократична. Это заметно по многим вещам.
Во-первых, сами здания храмов, как правило, в разы меньше наших, они гораздо проще украшены, убранство тоже проще. При этом требы (записки) подаются за добровольные пожертвования, даже такие длительные, как сорокоусты. Хотелось бы отметить, что при написании записок слово о здравии и об упокоении не пишется. Если записка об упокоении рисуется вверху православный крест, если о здравии — просто перечисляются имена. При желании заказать сорокоуст, в записке перечисляются имена, как обычно, но в каком-то верхнем углу пишется 40 days , что в переводе с английского языка означает 40 дней. Имена в требах лучше писать английскими буквами.
Устройство греческого православного монастыря на Корфу
Следует отметить традиционный порядок устройства всех посещенных нами монастырей. Вход в монастыри, как уже описывалось, ведется в двери расположенные в небольшой звоннице, с маленькими колоколами, далее каменные дорожки ведут к храму, в сад, в столовую-чайную монастыря, другим хозяйственным постройкам. Вся обозримая территория непосредственно монастыря, как правило, огорожена относительно не высокой оградой. При этом, все дорожки стараются проложить в тени. Как правило, они проходят между многовековыми оливковыми деревьями или виноградными беседками. В чайной всегда паломников ждут печенья, сок, вода, чай. В отдельной постройке продаются церковные принадлежности: крестики, иконочки, если есть собственная продукция монастыря, металлические пластинки (в Греции принято вешать рядом с иконой посеребренные пластинки с условным изображением того о чем просят).
Столики для написания записок расположены в храмах, свечи или в храмах, или рядом на входе-выходе на столиках, рядом стоят соответствующие сундучки для пожертвований. Как правило, в храме находиться одна монахиня, которая открывает храм и выносит мощи святых для поклонения паломникам.
Там, где ходить не разрешается стоит запертая калитка или висит листок с английским или русским STOP, NOT GO.
Как и везде по острову большинство территорий оливок и винограда не огорожено.
Стоимость треб в Греции
Свечи тоже за пожертвования. Т.е стоит столик, на котором лежат чистые листы бумаги, свечи. Человек подходит, пишет имена, кладет записку в лоток, в ларец — пожертвование. Берет свечу, кладет в другой ларец пожертвование. Сумма пожертвования – каждый решает сам, местные кидают монеты -20-50 центов, паломники обычно кладут минимальную купюру – 5 евро. Т.е. человек идет к Богу и ему не нужно подходить к кому то, чтобы что-то просить. Он может сразу настраиваться и сосредотачиваться на том, зачем пришел, т.е на молитве.
Сложно сказать, стоит ли внедрять такую практику в российских храмах, но то, что она более подходит и более близка Богу и человеческой душе это точно. В России доходы граждан очень далеки от доходов греков, да и с неустоявшейся какой-либо практикой и традициями, что-либо менять нужно очень осторожно. Сравнивая количество прихожан в России и Греции, в Греции прихожан говорят очень мало, т.к. религия в полном упадке и молодежь сильно отошла от традиций, но лично я этого не заметил. Так сложилось, что наша паломническая экскурсия состоялась 14 августа – это начало Успенского поста и праздник «Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня» (Медовый спас). В тех монастырях, где мы были, после Литургии прихожане еще не разъехались и было много людей, не смотря, на то, что это была пятница — рабочий день, но в храм на службу пришло, достаточно много верующих из близ расположенных деревень и молодежь среди них тоже была. Причем в таком количестве, что любой сельских храм России очень бы порадовался бы такому количеству прихожан. Да, это сельская местность, т.к. на острове Корфу, кроме Керкиры, нет городов как таковых вообще. Но факт остается фактом.
Интересной особенностью у греков является то, что после Литургии они идут в монастырскую чайную и, не спеша, общаются друг с другом. Пьют чай и воду, некоторые едят печенье, делятся своими радостями и заботами. Посидев полчаса – час в монастырской трапезной, они, не спеша, разъезжаются. Сельские жители в центре острова Корфу, как правило, более бедные, это заметно и по автомобилям. В связи с горной местностью практически все коренные жители ездят на небольших машинках, на которых гораздо легче разъехаться и найти место для парковки. За все время нашего отдыха, мы только один раз видели фольсваген туарег. Вообще, джипов здесь очень мало. Может быть, так же сказывается цена на бензин около 1.8 евро на Аи-95, 1 евро на газ (пропан).
Как уже было отмечено, все монастыри находятся на самообеспечении, они платят налоги наравне со всеми, оплачивают коммунальные услуги и существуют исключительно за счет пожертвований и при реализации какой-либо продукции, которую производят сами. Это оливки, оливковое масло, вина, оливковое натуральное мыло, косметические масла на основе оливкового масла и многое другое. Но есть небольшие монастыри, которые не располагают территорий. Такие монастыри существуют исключительно на пожертвования прихожан (в одном из таких мы побывали, но о нем позже).
Про оливковое масло и греков
Примечательно, что на Корфу считается человек действительно бедным, если он не имеет собственного оливкового масла. Так как вся земля на Корфу частная (частная собственность здесь не зыблема и насчитывает тысячелетия своего практического действия). На каждого местного жителя Корфу приходится около 40-50 оливковых деревьев. Созревают оливки к началу декабря. После чего начинается их сбор. Сбор осуществляется достаточно просто. Так как долгое время за деревьями никто не ухаживал, они выросли в огромные по высоте и собирать их традиционным способом не представляется возможным. В результате, делается следующим образом, просто перед опаданием оливок на землю расстилаются пластиковые черные сетки, после опадания их обратно сматывают и оставляют под оливками до следующего года. Даже сейчас, в августе, их наблюдается огромное множество, причем местами даже забытые не смотанные, а расстеленные под деревьями. Сквозь сетку уже выросла трава и кустарники и смотать ее будет проблематично. Но с другой стороны, расстилать каждый год тоже труд нелегкий, так как множество оливок растет в горах, а там даже в самых крутых склонах выложены из камней небольшие галереи, но по всему видно, что выложены они еще сотни лет назад и современные греки уже не те, и оливковое сельхозпроизводство является у них не главным источником дохода. К тому же Европа запретила грекам экспортировать оливковое мало. В результате его перекупаю итальянцы и под видом своего продают в Европу.
Фото монастыри о. Корфу: